Автоновости

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ"

    ООО «Центр безопасности на транспорте» проводит учебно-консультационный семинар на тему: «С

СЕМИНАР "МІЖНАРОДНІ ТА НАЦІОНАЛЬНІ ВИМОГИ ДО ПЕРЕВЕЗЕННЯ НАВАЛЮВАЛЬНИХ, НАЛИВНИХ І НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ МОРСЬКИМ ТРАНСПОРТОМ. ОСНОВНІ ЗМІНИ 2017 РОКУ."

  Шановні керівники та колеги!   У 2018 році в Україні заплановано проведення міжнародного аудиту процедур ім

СЕМИНАР "ВОПНВ 2017 І НОВІ ПРАВИЛА ПЕРЕВЕЗЕННЯ НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ ВНУТРІШНІМИ ВОДНИМИ ШЛЯХАМИ УКРАЇНИ"

  Шановні керівники та колеги! Уряд України визначив розвиток внутрішніх водних шляхів одним з пріоритетни

При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры к тому, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут соприкоснуться с опасным содержимым упаковок, были надлежащим образом уведомлены об его потенциальной опасности. Также должна обеспечиваться возможность определения содержимого упаковок и способов обращения с грузом. Это делается путем нанесения на упаковки транспортной маркировки и знаков опасности. В статье рассмотрен процесс определения элементов маркировки для моющего средства, основным опасным компонентом которого является спирт этиловый.

Возьмем для примера моющее средство, которое содержит по объему 80% спирта этилового и 20% других неопасных компонентов. Пусть наше моющее средство называется «Ольга». В качестве тары выберем пластмассовые канистры, вместимостью 10 литров. Далее мы проверим, можно ли использовать эту тару для упаковки моющего средства.

Нам понадобится:

  • Регламент по перевозке опасных грузов. Нужный регламент выбирается в зависимости от географии перевозки;
  • Правила перевозки опасных грузов;
  • ДСТУ 4500-5 : 2005 Вантажі небезпечні. Марковання. 

ВЫБИРАЕМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Предположим, что нам нужно будет перевозить этот груз из Украины в Литву железнодорожным транспортом.

По карте определяем, что такую перевозку можно осуществлять, руководствуясь требованиями приложения 2 к СМГС. Данным международным регламентом мы и будем руководствоваться при маркировке упаковок.

ИДЕНТИФИЦИРУЕМ ГРУЗ

Каждый опасный груз перед началом перевозки должен быть идентифицирован. Под идентификацией понимается обозначения груза номером ООН и транспортным наименованием.

Идентификация опасного груза проводится по перечням опасных грузов, приведенным в международных регламентах. В этих Перечнях конкретно по наименованию указаны только наиболее часто передаваемые к перевозке вещества и изделия. Понятное дело, что ни названия моющего средства «Ольга», ни названия группы веществ «Моющее средство», характеризующего потребительские свойства продукта в Алфавитном указателе опасных грузов, приведенном в разделе 3.2.2 Приложения 2 к СМГС, нет.

Многие бы на этом остановились, и сделали вывод, что моющее средство «Ольга» не является опасным грузом. Однако, если какое-либо вещество не указано в Перечне опасных грузов по наименованию, не следует считать, что оно не является опасным грузом.

Рассмотрим состав моющего средства. Раствор содержит только один опасный компонент — спирт этиловый. Его содержание в растворе 80%. Используя Алфавитный указатель опасных грузов, содержащийся в разделе 3.2.2 приложения 2 к СМГС, определяем, что спирт этиловый (основной компонент моющего средства), является опасным грузом (рис. 1). Номер ООН спирта этилового 1170. Следует сразу обратить внимание, что в Алфавитном указателе опасных грузов указан прямо по наименованию и раствор спирта этилового (№ ООН 1170).  

Алфавитный указатель опасных грузов Приложения 2 к СМГС 

Рис. 1. Алфавитный указатель опасных грузов Приложения 2 к СМГС

Для того чтобы окончательно убедится в том, что наше моющее средство, по сути представляющее собой раствор спирта этилового, является опасным грузом при его перевозке железнодорожным транспортом, необходимо определить его опасные свойства. На практике это означает, что необходимо провести классификационные испытания моющего средства и показатели, полученные в результате этих испытаний, сравнить с критериями, приведенными в главе 2.1 приложения 2 к СМГС.

Однако в нашем случае можно поступить проще. Проводя аналогию со сходным продуктом, сведения о составе которого указаны в Перечне опасных грузов, можно даже не проводя испытаний легко определить опасные свойства нашего моющего средства. Для этого, рассмотрим опасный груз с № ООН 3065 НАПИТКИ АЛКОГОЛЬНЫЕ, содержащие более 70% спирта по объему (рис. 2). По Перечню опасных грузов легко определить, что данные напитки, являются опасным грузом класса 3 (Легковоспламеняющиеся жидкости) и ему назначена группа упаковки II (жидкие вещества, имеющие температуру вспышки ниже 23 ?С и температуру начала кипения более 35 ?С). Группа упаковки указывает на степень опасности груза. Вещества группы упаковки II – вещества со средней степенью опасности. Следовательно, и наше моющее средство является легковоспламеняющейся жидкостью класса 3 и характеризуется при перевозке средней степенью опасности.

После того как мы определили для нашего моющего средства номера ООН и группу упаковки можно идентифицировать груз для целей перевозки железнодорожным транспортом. Для этого воспользуемся перечнем опасных грузов, приведенным в разделе 3.2.1 приложения СМГС, В этом перечне все опасные грузы приведены в порядке присвоенных им номеров ООН. Поэтому не составит большого труда отыскать в нем опасный груз с № ООН 1170. Идентификация опасного груза проводится с использованием колонок 1–6 Перечня (рис. 2).

Идентификация раствора спирта этилового по перечню опасных грузов 

Рис. 2. Идентификация раствора спирта этилового по перечню опасных грузов

ПРОВЕРЯЕМ УПАКОВКУ

Для начала нужно убедиться, что наше моющее средство разрешено упаковывать в пластиковые канистры вместимостью 10 л. Для этого воспользуемся номерами инструкций по упаковке, указанными в колонке 8 Перечня опасных грузов. Для позиции Перечня опасных грузов № ООН 1170 в данной колонке проставлены три номера «P001», «IBC02» и «R001». По первой инструкции определяются типы традиционной тары, которые разрешено использовать, а по второй и третей соответственно – типы контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов и легкой металлической тары. Следовательно, в нашем случае, применима инструкция по упаковке «P001». Эта инструкция по упаковке, приведена в разделе 4.1.4 приложения 2 СМГС, и должна учитываться персоналом при упаковывании нашего моющего средства. Согласно указанной инструкции для упаковки опасного груза с № ООН могут применяться пластмассовые канистры, вместимостью не более 60 л.

Чтобы обеспечить заданный уровень безопасности железнодорожной перевозки тара, которая используется для упаковки опасного груза, должна соответствовать требованиям приложения 2 к СМГС и успешно пройти испытания. Это означает, что, несмотря на прямое указание пластмассовых канистр в инструкции по упаковки применимой для рассматриваемого опасного груза, далеко не любую такую канистру допускается использовать. На то, что тара соответствует требованиям приложения 2 к СМГС и успешно прошла испытания, указывает специальная маркировка (рис. 3.). Эта маркировка должна быть долговечной и разборчивой.

Пример маркировки пластмассовых канистр 

Рис. 3. Пример маркировки пластмассовых канистр.

Обратите внимание, что на второй позиции маркировки в нашем случае должна быть буква «X» или «Y» т.к. моющее средство характеризуется средней степенью опасности

В соответствии с приложением 2 к СМГС пластмассовые канистры могут использоваться для перевозки опасного груза не более 5 лет. Поэтому необходимо учитывать не только год их изготовления, который проставляется на четвертой позиции в маркировке тары (рис. 3), но и месяц. Месяц изготовления пластмассовых канистр проставляется отдельно в виде маркировки, приведенной на рис. 4.

 Знак, указывающий месяц изготовления пластмассовой тары

Рис. 4. Пример маркировочного знака, указывающего месяц изготовления пластмассовой тары

МАРКИРУЕМ УПАКОВКУ

На каждую упаковку с опасным грузом наносится номер ООН, соответствующий содержащемуся в упаковке опасному грузу, с предшествующими ему буквами "UN". По этому номеру при перевозке определяется содержимое упаковок. В нашем случае транспортная маркировка будет следующая «UN 1170».

Номер ООН на упаковку наносится так, чтобы быть:

  • ясно видимым и разборчивым;
  • способным выдержать воздействие любых погодных условий без существенного снижения качества. 

КЛЕИМ ЗНАКИ ОПАСНОСТИ

Номер ООН позволяет получить фактически всю необходимую для безопасного обращения с упаковкой информацию. Можно сказать, что по номеру ООН во многих случаях нельзя определить степень опасности опасного груза. Но размышлять о том, через какое время подействует яд при погрузке токсичных веществ, как по мне, излишне. Если произошла утечка сильно токсичного или слаботоксичного вещества действия персонала одни и те же.

Проблема заключается в другом. При наличии знаний и соответствующих нормативных документов или доступа в Интернет всю необходимую информацию по номеру ООН можно получить очень быстро. Но у персонала, который обрабатывает упаковки с опасными грузами, как правило, нет этих знаний, нормативных документов и времени на поиск информации в Интернет. Персонал не обучен использованию кодированной информации об опасных грузах. С целью обеспечения персонала необходимой информацией для обеспечения безопасной обработки опасных грузов эта информация должна предоставляться в графической форме.

Поэтому, кроме номера ООН, на упаковку должны наноситься знаки опасности, указывающие на все виды опасности содержимого упаковки.

Для целей маркировки каждому знаку опасности присвоен номер. Необходимые знаки опасности всегда указываются в колонке 5 Перечня опасных грузов, при этом:

  • может использоваться один знак опасности;
  • могут использоваться несколько знаков опасности (2, 3 или 4). В этом случае в колонке 5 Перечня опасных грузов для соответствующих позиций указываются несколько номеров знаков опасности. В качестве разделителя между номерами используется знак «+», который указывает, что знаки, номер которых указан после этого разделителя, являются дополнительными, т.е. указывают на дополнительные виды опасности опасного груза;
  • не нужно никаких знаков опасности. В этом случае для опасного груза в колонке 5 проставляется слово «нет».

Из рис. 2 видно, что для опасного груза с номером ООН 1170 необходим один знак опасности № 3 (рис. 5). Все образцы знаков опасности приведены в пункте 5.2.2.2.2 приложения 2 к СМГС.

 Знаки опасности № 3

Рис. 5. Знаки опасности № 3. Может использоваться любой из приведенных знаков

Знаки опасности должны иметь форму квадрата, повернутого на угол 45°, с размерами 100? на 100 мм. Параллельно кромке знаков на расстоянии 5 мм от нее по всему периметру должна быть линия. В нижнем углу на знаках опасности указывается номер класса. Символ, линия и номер класса на знаках опасности № 3 могут быть только белого или только черного цвета. В зависимости от размера и формы упаковки размеры знаков опасности могут быть уменьшены при условии. что знаки будут ясными и разборчивыми.

Знаки опасности на упаковки необходимо прикрепить с учетом следующих требований:

  • знаки должны размещаться на одной стороне, если размеры упаковки позволяют сделать это;
  • знаки должны размещаться таким образом, чтобы никакая часть или компонент тары и никакой другой знак или другая маркировка не закрывали их.

Если упаковка имеет неправильную форму или малые размеры, которые не позволяют надлежащим образом разместить на ней знаки опасности, разрешается их наносить с помощью надежно закрепленной этикетки или другим подходящим способом.

ДОБАВЛЯТЬ ИЛИ НЕ ДОБАВЛЯТЬ ИЗБЫТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?

Согласно ДСТУ 4500-5 : 2005 на каждую упаковку дополнительно должны наносится следующие элементы информации:

  • транспортное наименование;
  • классификационный шифр по ДСТУ 4500-3 : 2006.

На мой взгляд эта информация избыточна в отношении опасных грузов класса 3 да и многих других.

Возьмем классификационный код для нашего груза «3012». Можете ли вы сказать значение этого кода прямо сейчас? Думаю, что ни одного погрузчика и разгрузчика не найдется в стране, которые смогли бы «на вскидку» сказать значение этого кода. С другой стороны по знаку опасности каждый скажет, что жидкость, содержащаяся в упаковке, горит или легко воспламеняется.

Возьмем теперь транспортное наименование «Раствор спирта этилового». Я прекрасно понимаю, что мало найдется желающих купить моющее средство с названием «Ольга». Но еще меньше будет желающих купить моющее средство с названием «Раствор спирта этилового». Какую полезную информацию можно из него получить в случае утечки опасного груза? Как его использовать для безопасной обработки груза? А зачем нам при транспортировке наименования груза, кроме указания его в накладной? Я на эти вопросы ответить не могу.

Поэтому вспоминаем статью 26 Закона Украины «О перевозке опасных грузов» в которой говорится о том, что международные перевозки осуществляются по международным договорам, если требования внутренних правил противоречат международному договору, то применяются требования международного договора.

ЧТО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ

На рис. 6 приведена транспортная маркировка нашего моющего средства, которая должна быть нанесена в соответствии с требованиями приложения 2 к СМГС.

Пример транспортной маркировки опасного груза с номером ООН 1170 

Рис. 6. Пример транспортной маркировки опасного груза с номером ООН 1170

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эта статья многого не охватила, например:

  • маркировку комбинированной тары;
  • информацию для потребителей. Ведь если тара одиночная, то непосредственно на ней должна быть нанесена вся необходимая потребителю информация о безопасном обращении с продуктом;
  • маркировку, предусмотренную техническими условиями на продукт и т.д.

Постараюсь в других статьях по данной теме это наверстать.