В 2010 году созданная ведущими нефтяными компаниями Европы Европейская ассоциация по охране здоровья и окружающей среды CONCAWE опубликовала результат многолетних и чрезвычайно дорогостоящих исследований по воздействию нефтепродуктов на здоровье человека и окружающую среду. При этом использовалось кодирование возникающих при операциях с нефтепродуктами рисков согласно европейским директивам 67/548/ЕЕС и 2001/59/EC (так называемое кодирование «фразами риска»). Результаты исследований ассоциации по основным нефтепродуктам приводятся в нижеприведенном перечне.
1 – Высокая опасность возгорания.
2 – Токсичен для водных организмов, может вызвать долгосрочное опасное воздействие на водную среду.
3 – Может вызвать рак.
4 – Опасен при вдыхании.
5 – Может причинить вред будущему ребенку.
6 – Может вызвать наследственные генетические нарушения.
7 – Может причинить вред легким при проглатывании.
Нефтепродукты водозагрязнители (опасные грузы класса 3 или 9):
Наименование |
Выявленные риски |
Сырая нефть
|
1, 2, 3, 7
|
Бензины
|
1, 2, 3, 6, 7
|
Дизельное топливо (солярки)
|
2, 7
|
Керосины
|
1, 2, 7
|
Газойли
|
2, 3, 4, 7
|
Мазуты
|
2, 7
|
Нерафинированные масла
|
2, 3, 7
|
Неочищенные дистилляты ароматических экстрактов
|
2, 3, 7
|
Нефтепродукты, не являющиеся водозагрязнителями, но имеющие другие опасные свойства:
Наименование |
Выявленные риски |
Нефтяные газы
|
1, 3, 4, 5, 6
|
Рафинированные масла
|
3, 5, 7
|
Очищенные дистилляты ароматических экстрактов
|
3, 5, 7
|
Сырой парафин (парафиновый гач)
|
3, 5, 7
|
Масло, выделенное при потении парафина
|
3, 5, 7
|
Технический вазелин
|
3, 5, 7
|
Нефтепродукты, не являющиеся опасными грузами (рисков не выявлено):
Наименование |
Примечания |
Остаточные ароматические экстракты
|
Ограниченные доказательства канцерогенного воздействия
|
Парафин и углеводородные воски
|
|
Холодный битум
|
|
Холодный окисленный (продутый) битум
|
|
Нефтяной кокс
|
|
Самородная сера
|
Вызывает раздражение кожи
|
Результаты данных исследований были приняты во внимание на очередном сентябрьском заседании Рабочей группы (RID/ADR/ADN Joint Meeting) в Женеве. Участники согласились с тем, что:
- Дизельное топливо любого происхождения, а также легкое печное топливо с температурой вспышки 60–100 °С в закрытом тигле, это всегда (!) № ООН 1202.
- Тяжелое печное топливо(мазуты) с температурой вспышки свыше 60 °С, это всегда (!) № ООН 3082.
- При перевозке тяжелого печного топлива (мазутов) выше температуры вспышки, это всегда (!) № ООН 3256.
И это изначальное условие. Если грузоотправитель, согласно решению Рабочей группы хочет перевозить данные нефтепродукты как неопасный груз, он обязан юридически, на основании чрезвычайно дорогостоящих исследований доказать контролирующим органам, что это неопасный груз.
Статью подготовил Павел Питкевич.