При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом могут использоваться следующие грузовые транспортные единицы: вагоны крытые, открытые и с укрытием; крупнотонажные и малые контейнеры крытые, открытые и с укрытием; контейнеры для перевозки навалом, в том числе морские; контейнеры-цистерны и многоэлементные газовые контейнеры; съемные кузова и съемные кузова-цистерны; многоэлементные газовые контейнеры; транспортные средства-батареи и пр. В статье приведено описание указанных выше грузовых транспортных единиц.
Железнодорожный транспорт
Для перевозки опасных грузов могут использоваться:
- вагоны крытые, открытые и с укрытием;
- крупнотонажные и малые контейнеры крытые, открытые и с укрытием;
- контейнеры для перевозки навалом, в том числе морские;
- контейнеры-цистерны и многоэлементные газовые контейнеры;
- съемные кузова и съемные кузова-цистерны;
- многоэлементные газовые контейнеры;
- транспортные средства-батареи и пр.
Международные регламенты для каждой позиции Перечня опасных грузов предписывает виды транспортных средств и средств удержания грузов, которые разрешается использовать для перевозки.
Вагоны и их виды
Вагон – несамоходное железнодорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.
Вагон крытый – вагон, имеющий жесткие боковые, торцевые стенки, жесткую крышу и пол. Этот термин включает в себя вагоны с раздвижной крышей и раздвижными стенками, которые закрыты во время перевозки.
Вагон с укрытием – открытый вагон, снабженный покрытием для предохранения груза.
Вагон открытый – вагон, не имеющий крыши.
Контейнеры и их виды
Для перевозки опасных грузов применяются универсальные и специализированные контейнеры различных типов.
Контейнер – единица транспортного оборудования многократного использования:
- имеющая стандартные размеры и соответствующую прочность;
- конструктивно предназначенная для перевозки грузов различными видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
- оборудованная приспособлениями для механизированной погрузки – выгрузки и крепления на транспортном средстве.
- снабженная устройствами для загрузки, разгрузки и прочим эксплуатационным оборудованием;
- с внутренним объёмом не менее 1 куб. м, кроме контейнеров, предназначенных для перевозки радиоактивных материалов.
Контейнер малый – контейнер, любой из наружных параметров (высота, ширина или длина) которого не превышает 1,5 м или внутренний объем, которого составляет не более 3 куб. м. Любой другой контейнер считается контейнером крупнотоннажным.
Контейнер крупнотоннажный – означает:
a) контейнер, который не соответствует определению «контейнер малый»;
б) контейнер (согласно КБК) такого размера, что площадь, заключенная между четырьмя внешними нижними углами составляет не менее 14 кв. м (150 кв. ф.) или не менее 7 кв. м (75 кв. ф.) при наличии верхних угловых фитингов.
ПРИМЕЧАНИЕ. В рамках Прил. 2 к СМГС термин «Крупнотоннажный контейнер» включает также понятие «среднетоннажный контейнер», предусмотренное Приложением 8 к СМГС.
Контейнер закрытый – контейнер со сплошной оболочкой, имеющий жесткую крышу, жесткие боковые стенки, жесткие торцевые стенки и настил основания. Этот термин включает в себя контейнеры с открывающейся крышей, которая закрыта во время перевозки.
Контейнер с укрытием – открытый контейнер, снабженный покрытием для предохранения груза.
Контейнер открытый – контейнер, не имеющий крыши.
Контейнер-цистерна (рис. 1) – предмет транспортного оборудования, соответствующий определению термина «контейнер», состоящий из котла и элементов оборудования, включая оборудование, обеспечивающее возможность перемещения контейнера-цистерны без значительного изменения его положения, используемый для перевозки газообразных, жидких, порошкообразных или гранулированных веществ и имеющий вместимость более 0,45 куб. м (450 л), когда он используется для перевозки веществ класса 2.
Рис. 1. Контейнер-цистерна
Контейнер многоэлементный газовый (МЭГК) – контейнер, состоящий из элементов, соединенных между собой коллектором и установленных в рамной конструкции. Элементами многоэлементного газового контейнера считаются: баллоны, трубки, барабаны под давлением и связки баллонов, а также цистерны для перевозки газов класса 2, имеющие вместимость более 450 литров.
Рис. 2. Контейнер многоэлементный газовый (МЭГК)
Контейнер для перевозки навалом – система удержания (включая любой вкладыш или любое покрытие), предназначенная для перевозки твердых веществ, находящихся в непосредственном контакте с системой удержания. Контейнеры для перевозки навалом:
- имеют постоянный характер и в силу этого достаточно прочны, чтобы служить для многократного использования;
- специально сконструированы для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
- снабжены приспособлениями, облегчающими погрузочно-разгрузочные операции с ними;
- имеют вместимость не менее 1,0 куб. м.
Примерами контейнеров для перевозки навалом являются контейнеры, морские контейнеры для перевозки навалом, бункеры для перевозки грузов навалом?/?насыпью, съемные кузова, корытообразные контейнеры, контейнеры на опоре каткового типа, грузовые отделения вагонов (рис. 3).
Рис. 3. Контейнер для перевозки грузов навалом
Контейнер морской для перевозки навалом – специально сконструированный для многократного использования в целях перевозки опасных грузов на морские объекты, от них и между ними. Морской контейнер для перевозки навалом конструируется и изготавливается в соответствии с инструкциями по утверждению морских контейнеров, обрабатываемых в открытом море, которые сформулированы Международной морской организацией (ИМО) в документе МSС?/?Сirс. 860.
Кузов съемный – контейнер, который в соответствии с европейским стандартом EN 283:91 имеет следующие характеристики:
- предназначен только для перевозки на железнодорожной платформе, автотранспортном средстве или судах типа Ро-Ро;
- не подлежит штабелированию;
- может погружаться (выгружаться) на транспортное средство при помощи оборудования, находящегося на транспортном средстве.
Рис. 4. Съемный кузов
Кузов-цистерна съемный – считается контейнером-цистерной.
Цистерны и их виды
Вагон-цистерна – вагон с одним или несколькими котлами, которые стационарно установлены на раме вагона, и предназначенными для транспортировки газов, жидкостей, порошкообразных или гранулированных веществ. Определение «вагон-цистерна» включает в себя встроенные цистерны, а также вагоны со съемными цистернами.
Вагон-батарея – вагон с комплектом элементов, соединенных между собой коллектором и стационарно установленных на раме вагона. Элементами вагона-батареи считаются: баллоны, трубки, связки баллонов (клети), барабаны под давлением, а также цистерны, предназначенные для перевозки газов класса 2, вместимостью более 450 л.
Цистерна переносная (рис. 5) – цистерна для смешанных перевозок, когда она используется для перевозки веществ класса 2 вместимостью более 450 л, соответствующая определениям, содержащимся в главе 6.7 прил. 2 СМГС или IMDG COODE, и указанную посредством инструкции по переносным цистернам (код Т) в колонке 10 таблицы А главы 3.2.
Рис. 5. Цистерна переносная
Цистерна съемная (рис. 6) – цистерна, соответствующая специальной конструкции вагона и перегружаемая только после снятия средств крепления.
Рис. 6. Цистерна съемная
Цистерна вакуумная для отходов – контейнер-цистерна или съемный кузов-цистерна, используемые главным образом для перевозки опасных отходов и имеющие особые конструкционные характеристики и /?или оборудование для облегчения загрузки и выгрузки отходов.
В международных регламентах и Правилах перевозки опасных грузов, когда термин «цистерна» употребляют отдельно, он означает вагон-цистерну, контейнер-цистерну, цистерну встроенную, цистерну переносную или цистерну съемную, включая цистерны, являющиеся элементами вагонов-батарей или МЭГК.