16.09.2015 10:48
Согласно данных Госгорпромнадзора о состоянии производственного травматизма за 12 месяцев 2014 года в Украине травмировано 6318 человек, в том числе 548 – смертельно. Количество работников получивших тяжелые травмы в этих данных отсутствуют.
Сегодня в Украине 90 % травм и нарушений требований безопасности труда не фиксируется и не анализируется, как и 90 % айсберга скрыто под водой (рис. 1).
Почему так происходит? Причины две: классификация несчастных, случаев по степени тяжести, не отвечающая Европейским требованиям и явное сокрытие производственных травм.
Согласно действующему законодательству Украины несчастные случаи классифицируются по степени тяжести на: смертельные, тяжелые и легкие (с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более).
Мировая практика в сфере безопасности труда, в первую очередь, ориентирована на учет и анализ событий, которые не привели к несчастному случаю – инциденты, и случаев, ограничивающихся оказанием первой медицинской помощи – микротравмы. Эти случаи, по сути, и формируют нижнюю часть айсберга. Классификатор несчастных случаев там состоит не из трех типов событий как у нас, а из пяти. Виды и соотношение событий между собой приведены на рис. 1.
Рис. 1. Айсберг безопасности
Необходимо отметить, что в Положениях о расследовании и учете несчастных случав на производстве 1966, 1982 и 1989 годов, расследованию подлежали все несчастные случаи, в том числе и микротравмы, а несчастные случаи, вызвавшие потерю у работника трудоспособности не менее одного дня или перевода его на другую работу, оформлялись актом по форме Н-1. В Положениях о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве 1993, 2001 годов уже были исключены не только микротравмы, но и тяжелые несчастные случаи.
И только в Порядке расследования и учета несчастных случав, профессиональных заболеваний и аварий на производстве 2004 года снова появилось понятие тяжелой травмы. Однако, вместе с тем, осталось требование, что проводится расследование не всех несчастных случаев, а только тех несчастных случаев, которые привели к потере трудоспособности на один рабочий день и более или требуют перевода на более легкую работу.
Если сравнить существующую классификацию транспортных происшествий на авиационном и водном транспорте Украины, то она соответствует мировой практике и делится на четыре типа событий: катастрофы, аварии, серьезные инциденты и инциденты. На железнодорожном транспорте на пять событий, к ним добавляются еще нарушения требований безопасности движения поездов. Причем при серьезных инцидентах и инцидентах травмированных лиц нет.
Следует отметить, что если в Европе на 1 смертельный несчастный случай приходится в среднем 300-700 несчастных случаев с потерей трудоспособности, то в Украине этом показатель составляет 9-30 (рис.2).
Рис. 2. Сравнительные показатели несчастных случаев
И если продолжать теорию «айсберга», в части распределения несчастных случаев по тяжести, то не поддается объяснению каким образом в Украине в 2012 и 2013 годах количество погибших на производстве стало на 26% и 24% соответственно, больше количества работников получивших тяжелые травмы с инвалидным исходом (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма распределения несчастных случаев по годам
Следует отметить, что без полной классификации несчастных случаев нельзя идентифицировать опасности, необходимые для расчета производственных рисков и как следствие, усовершенствовать систему управления охраной труда на предприятии.
Исходя из выше сказанного, необходимо, как можно скорее, внести в Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве такие виды событий, как микротравмы и инциденты.
Ну и конечно, не дожидаясь этого нужно уже сегодня ввести в системы управления охраной труда предприятия для внутренней регистрации и идентификации опасностей, такие показатели, как травмы с оказанием первой медицинской помощи – микротравмы и происшествия без последствий – инциденты.