Автоновости

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ"

    ООО «Центр безопасности на транспорте» проводит учебно-консультационный семинар на тему: «С

СЕМИНАР "МІЖНАРОДНІ ТА НАЦІОНАЛЬНІ ВИМОГИ ДО ПЕРЕВЕЗЕННЯ НАВАЛЮВАЛЬНИХ, НАЛИВНИХ І НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ МОРСЬКИМ ТРАНСПОРТОМ. ОСНОВНІ ЗМІНИ 2017 РОКУ."

  Шановні керівники та колеги!   У 2018 році в Україні заплановано проведення міжнародного аудиту процедур ім

СЕМИНАР "ВОПНВ 2017 І НОВІ ПРАВИЛА ПЕРЕВЕЗЕННЯ НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ ВНУТРІШНІМИ ВОДНИМИ ШЛЯХАМИ УКРАЇНИ"

  Шановні керівники та колеги! Уряд України визначив розвиток внутрішніх водних шляхів одним з пріоритетни

16.09.2015  10:48

Согласно данных  Госгорпромнадзора  о состоянии производственного травматизма за 12 месяцев 2014 года в Украине травмировано 6318 человек, в том числе 548 – смертельно. Количество работников получивших тяжелые травмы в этих данных отсутствуют.

Сегодня в Украине 90 %  травм и нарушений требований безопасности труда не фиксируется и не анализируется, как и 90 % айсберга скрыто под водой  (рис. 1).

Почему так происходит? Причины две: классификация несчастных, случаев по степени тяжести, не отвечающая Европейским требованиям и явное  сокрытие производственных травм.

Согласно действующему  законодательству  Украины несчастные случаи классифицируются по степени тяжести на: смертельные, тяжелые и легкие (с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более).

Мировая практика в сфере безопасности труда, в первую очередь, ориентирована на учет и анализ событий, которые не привели к несчастному случаю – инциденты, и случаев, ограничивающихся оказанием первой медицинской помощи – микротравмы. Эти случаи, по сути, и формируют нижнюю часть айсберга. Классификатор несчастных случаев там состоит не из трех типов событий как у нас, а из пяти. Виды и соотношение событий между собой приведены на рис. 1.

 

Рис. 1. Айсберг безопасности

Необходимо отметить, что в Положениях о расследовании и учете несчастных случав на производстве 1966, 1982 и 1989 годов, расследованию подлежали все несчастные случаи, в том числе и микротравмы, а несчастные случаи, вызвавшие потерю у работника трудоспособности не менее одного дня или перевода его на другую работу, оформлялись актом по форме Н-1. В Положениях о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве 1993, 2001 годов уже были исключены не только микротравмы, но и тяжелые несчастные случаи.

И только в Порядке расследования и учета несчастных случав, профессиональных заболеваний и аварий на производстве 2004 года снова появилось понятие тяжелой травмы. Однако, вместе с тем, осталось требование, что проводится расследование не всех несчастных случаев, а только тех несчастных случаев, которые привели к потере трудоспособности на один рабочий день и более или требуют перевода на более легкую работу.

Если сравнить существующую классификацию транспортных происшествий на авиационном и водном транспорте Украины, то она соответствует мировой практике и делится на четыре типа событий: катастрофы, аварии, серьезные инциденты и инциденты. На железнодорожном транспорте на пять событий,  к ним добавляются еще нарушения требований безопасности движения поездов. Причем при серьезных инцидентах и инцидентах травмированных лиц нет.

Следует отметить, что если в Европе на 1 смертельный несчастный случай приходится в среднем 300-700 несчастных случаев с потерей трудоспособности, то в Украине этом показатель составляет 9-30 (рис.2).

 

Рис. 2. Сравнительные показатели несчастных случаев

И если продолжать теорию «айсберга», в части распределения несчастных случаев по тяжести, то не поддается объяснению каким образом в Украине в 2012 и 2013 годах количество погибших на производстве стало на 26% и 24%  соответственно, больше количества работников получивших тяжелые травмы с инвалидным исходом (рис. 3).

 

Рис. 3. Диаграмма распределения несчастных случаев по годам

Следует отметить, что без полной классификации несчастных случаев нельзя идентифицировать опасности, необходимые для расчета производственных рисков и как следствие, усовершенствовать систему управления охраной труда на предприятии.

Исходя из выше сказанного, необходимо, как можно скорее, внести в Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве такие виды событий, как  микротравмы и инциденты.

Ну и конечно, не дожидаясь этого нужно уже сегодня ввести в системы управления охраной труда предприятия для внутренней регистрации и идентификации опасностей, такие показатели, как травмы с оказанием первой медицинской помощи  –  микротравмы и происшествия без последствий – инциденты.