30.12.2015 18:02
Из года в год количество возгораний (пожаров) во время движения городских и междугородних автобусов с людьми в Украине не уменьшается.
12 февраля 2009 года в Донецкой области во время движения междугороднего автобуса ЛАЗ, двигатель которого работал на сжиженном нефтяном газе, из-за разгерметизации трубопровода высокого давления, произошла внезапная утечка газа с последующим воспламенением газо-воздушной смеси.Штатными средствами пожаротушения, имеющимися на автобусе, а такжепроезжавшего мимо автотранспорта потушить пожар не удалось.
В результате пожара 7 человек погибло, 21 получил ожоги разной степени тяжести.
Основными источниками возгорания в автобусах являются: двигатель, топливная система, электрооборудование и проводка, аккумулятор, климатическая система.Основными причинами - повреждение топливной системы, связанное с ее разгерметизацией, и короткое замыкание электропроводки.
При движении автобуса, в кислороде,являющемсяокислителем, недостатка нет. За счет неограниченного притока кислорода к пламени температура горения повышается, и возгорание быстро переходит в пожар.
Учитывая то, что, срок непрерывного действия огнетушителя составляет 9-15 секунд,с его помощью можно в лучшем случае потушить очаг возгорания в автобусе при условии его своевременного обнаружения, а также наличия и исправности огнетушителей.
Ресурса огнетушителей для тушения пожара в автобусе явно недостаточно.
Кроме того, учитывая, что наибольшее количество возгораний происходит именно в моторном отсеке автобуса, а при его открывании очаг пожара увеличивается, тои эффективность применения огнетушителя будет нулевая, а водитель или пассажир, пытающийся потушить пожар, могут получить еще и ожоги.
Нельзя также игнорироватьпсихологию человека, у большинства людей появление огня вызывает растерянность или оцепенение.Поэтому давно необходимо было бы производителям начать устанавливать в моторном отсеке автобусов автономные системы пожаротушения.
Это требование на законодательном уровне уже закреплено в п. 5 Раздела IIПравил пожарной безопасности для предприятий и организаций автомобильного транспорта Украины.К тому же, уже не один десяток лет системами автоматического пожаротушенияоснащаютсятепловозы и электровозы, и суда пассажировместимостью 12 человек и более.
В Украине сегодня толькооколо 0,2 процента эксплуатируемых автобусов оборудованы такими системами.Зато уже некоторые автоперевозчики(например, transpas.com.ua «Автобусные перевозки Харьков Украина»)в целях рекламы на своих сайтахинформируют, о том,что их автобусы оборудованы автономной системой пожаротушения отсека двигателя. В то же время,в разговоре с целью уточнения, какие именно модели автобусов оборудованы указанной системой,менеджер этой компании сообщил «что это просто так, ничего там нет».
Сегодня автопроизводители начали устанавливать автономные системы пожаротушения на автобусы, но на сайтах указано, что устанавливаются такие системы по желанию заказчика.
Учитывая, что процесс обязательной установки таких систем будет долгим, (например, внедрение ремней безопасности на автобусах в Украине после 10 лет пока еще находится на начальном этапе), для выполнения требований пожарной безопасности, повышения безопасности и комфорта автобусных перевозок заказчикам перевозок при проведении конкурсов на автобусные маршруты общего пользования необходимо включить в дополнительные условия конкурса, наличие в автобусах автономных систем пожаротушения.