Новости

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ"

    ООО «Центр безопасности на транспорте» проводит учебно-консультационный семинар на тему: «С

СЕМИНАР "МІЖНАРОДНІ ТА НАЦІОНАЛЬНІ ВИМОГИ ДО ПЕРЕВЕЗЕННЯ НАВАЛЮВАЛЬНИХ, НАЛИВНИХ І НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ МОРСЬКИМ ТРАНСПОРТОМ. ОСНОВНІ ЗМІНИ 2017 РОКУ."

  Шановні керівники та колеги!   У 2018 році в Україні заплановано проведення міжнародного аудиту процедур ім

СЕМИНАР "ВОПНВ 2017 І НОВІ ПРАВИЛА ПЕРЕВЕЗЕННЯ НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ ВНУТРІШНІМИ ВОДНИМИ ШЛЯХАМИ УКРАЇНИ"

  Шановні керівники та колеги! Уряд України визначив розвиток внутрішніх водних шляхів одним з пріоритетни

27.10.2015  17:44

Официальное расследование катастрофы судна «Иволга», в акватории Черного моря недалеко от поселка Затока Одесской области еще не закончено, но многочисленные комментарии по поводу причин трагедии переполняют масс-медиа.

Да, капитан судна безусловно нарушил установленные нормы безопасности и понесет ответственность по закону.
Но почему ничего не говорится о самом судне «Иволга», кроме того, что это малое судно типа «Ярославец» проекта РВМ-376У пассажировместимостью 12 человек, предназначенное для эксплуатации на озерах, реках и водохранилищах.

А именно по судну возникает целый ряд вопросов.
Вопрос 1. Когда, кем, по какому проекту и под наблюдением какого классификационного общества было произведено переоборудование рейдового водолазного катера РВМ-376У в малое пассажирское судно?
Вопрос 2. Изменился ли класс судна после переоборудования?
Вопрос 3. Кем, когда и на каком основании судно, имеющее класс О, было допущено к морскому прибрежному плаванию?
Вопрос 4. Кем и когда была установлена пассажировместимость судна 12 человек? Проектом судна РВМ-376У предусмотрено 13 мест для экипажа из них: 9 для водолазов и 4 для плавсостава.
Вопрос 5. Оборудовано ли судно «Иволга» местами для перевозки пассажиров,  в   соответствии с требованиями п.3.2   ИСО 14946:2001?
Вопрос 6. Имеет ли судовладелец лицензию на предоставление услуг по перевозке пассажиров малыми судами, и чем руководствовалась лицензионная комиссия выдавая такую лицензию?
Вопрос 7. Кем и когда было разработано руководство по эксплуатации малого судна и учтены ли в нем требования нормативных актов по малым судам?

По сведениям Российского Речного Регистра суда проекта 376 отмечены в эксплуатации высокой аварийностью вследствие недостаточной остойчивости, в связи с чем не предполагается их использование в море.

Вместе с тем, распространение получило переоборудование судов проекта 376 по соответствующим проектам, обеспечивающим повышение остойчивости и соответственно плавание в прибрежной морской зоне.

Справедливости ради надо сказать, что только заместитель председателя Комитета по вопросам транспорта Верховной Рады Борис Козырь давая оценку аварии на своей странице в «Фейсбук» задался вопросом, кто разработчик технической документации по превращению водолазного бота в пассажирский катер?

О причинах аварии
Скупые официальные сообщения о причинах аварии не балуют разнообразием содержания – «перегруз, человеческий фактор, нарушение правил безопасности» - вот, пожалуй, и все проблемы. Если к этому присовокупить еще и пьянство капитана судна, то с причинами трагедии все вроде бы ясно – они укладываются в сугубо субъективное русло.

Однако, озвученная предварительно причина аварии, а именно, «перегруз» усматривается не совсем корректной. Начнем с того, что сама формулировка «перегруз» предполагает, что речь идет о превышении грузоподъемности судна, но судно перевернулось, очевидно, вследствие потери остойчивости (что соответствуетинформации Российского Речного Регистра, приведенной выше).

Конечно, выяснить причины потери судном остойчивости сложнее, чем объяснить катастрофу интуитивно доходчивым «перегрузом», но упомянутый «перегруз» возник и существовал с начала рейса и почти на всем его протяжении (около 8 часов), не обнаруживая признаков потери плавучести и не приводя к трагическим последствиям.

Впрочем, если «перегруз» рассматривать, как следствие превышения пассажировместимости судна, а это действительно так, поскольку массу «сверхнормативных» пассажиров, исходя из средней массы человека 75 кг, можно ориентировочно оценить в 1,8 тонны, а общую – в 3,0 тонны, эта добавка, несомненно, внесла свой негативный вклад в остойчивость судна, учитывая следующее:

  • пассажиры преимущественно располагались на палубе, таким образом, создавая неупорядоченный «палубный груз» с общей массой около 3,0 тонн и центром масс около 1м выше уровня палубы, что очевидно привело к снижению остойчивости;
  • неуправляемые перемещения пассажиров (например, скопление на одном борту) могли создать дополнительный опасный крен судна.

Как сопутствующие аварии факторы при этом также должны рассматриваться:

  • штормовые условия с учетом допустимого для судна проекта «Ярославец» волнения в 4 балла и высоты волны 0,75 – 1,25 м.;
  • ужесточение штормовых условий в прибрежной зоне (именно там произошла авария);
  • необходимость выполнения маневра для захода в лиман, при этом не исключено положение судна «лагом к волне»;
  • возможность касания дна в условиях мелководья и шторма (что создает дополнительный опрокидывающий момент);
  • значительный крен судна, возникающий при перекладке руля на величины, близкие к 20 градусам (по информации от судоводителей, имеющих опыт эксплуатации судов проекта «Ярославец».
 

О некоторых недостатках нормативной документации.

Катастрофа малого судна «Иволга» должна расследоваться в соответствии с «Положением про порядок расследования и учета транспортных происшествий на внутренних водных путях Украины», утвержденным приказом МТУ от 05.11.2003 № 857, зарегистрированным в Минюсте Украины 20.012004 за № 84/8683 (далее - Положение). Однако пункт 1.2. г) не относит к транспортным событиям затопление малого судна, если оно не связано со столкновением, таким образом, действие Положения нельзя применить к аварии т/х «Иволга».

Также не распространяется на малые суда и ПРАМП – 2006. (Приказ МТЗУ  от 29.05.2006 № 516, пункт 1.6 Положения).

Таким образом, порядок расследования аварий с малыми судами в случаях подобных аварии т/х «Иволга» оказывается неопределенным, что впоследствии чревато невозможностью установить на правовой основе причастность и ответственность должностных лиц.

А где же ответственные лица?
Обратимся к законодательству:
Водный кодекс Украины (№ 213/95-ВР):

«Статья 81. Компетенция областных, Киевского и Севастопольского городских советов в области регулирования водных отношений
К компетенции областных, Киевского и Севастопольского городских советов в области регулирования водных отношений на их территории относится:
10) установление правил пользования маломерными судами на водных объектах;

Статья 67. Особенности пользования водными объектами для нужд водного транспорта
(абзац 5) Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах (гребных, моторных лодках) разрешается с соблюдением правил, устанавливаемых Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.»

А вот и упомянутые Правила:

Правила пользования маломерными судами на водных объектах в Одесской области (утверждены решением сессии Одесской областной рады от 26 августа 2011 года №214-IV):

«1.1. Правила пользования маломерными судами на водных объектах в Одесской области (далее - Правила) разработаны во исполнение статей 81, 67 Водного кодекса Украины и устанавливают порядок использования водных объектов, расположенных на территории Одесской области, для плавания на маломерных судах (самоходных и несамоходных).

1.4. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется областным советом и в пределах своей компетенции местными государственными администрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов, подразделениями Государственной пограничной службы Украины, Главным управлением Гостехногенбезопасности в тесном взаимодействии с организациями, учреждениями, деятельность которых связана с обеспечением правопорядка и охраны жизни на воде, территориальными подразделениями органов внутренних дел и охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.»