Автоновости

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ"

    ООО «Центр безопасности на транспорте» проводит учебно-консультационный семинар на тему: «С

СЕМИНАР "МІЖНАРОДНІ ТА НАЦІОНАЛЬНІ ВИМОГИ ДО ПЕРЕВЕЗЕННЯ НАВАЛЮВАЛЬНИХ, НАЛИВНИХ І НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ МОРСЬКИМ ТРАНСПОРТОМ. ОСНОВНІ ЗМІНИ 2017 РОКУ."

  Шановні керівники та колеги!   У 2018 році в Україні заплановано проведення міжнародного аудиту процедур ім

СЕМИНАР "ВОПНВ 2017 І НОВІ ПРАВИЛА ПЕРЕВЕЗЕННЯ НЕБЕЗПЕЧНИХ ВАНТАЖІВ ВНУТРІШНІМИ ВОДНИМИ ШЛЯХАМИ УКРАЇНИ"

  Шановні керівники та колеги! Уряд України визначив розвиток внутрішніх водних шляхів одним з пріоритетни

 

 

 18.09.2016 при аварии водного мотоцикла погиб Андрей Таранов – заместитель главы Администрации Президента Украины. Масс-медиа (http://telegraf.com.ua/ukraina/ obshhestvo/2833482-v-kieve-pogib-zamglavyi-ap-andrey-taranov-obnovlyaetsya.html), освещая трагическое событие, указывает, что по сведениям Национальной полиции Украины в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения по статье 291 УК Украины «Нарушение действующих на транспорте правил».

Так какие же правила и кто мог нарушить? Рассмотрим некоторые аспекты проблемы:

1. Ответственность судоводителя

Решением Киевсовета от 26.05.2005 № 393/2968 установлены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве (с изменениями, внесенными согласно решению Киевсовета № 439/3877 от 25.03.2010). Правила регламентируют охрану человеческой жизни на воде, безопасность судоходства и охрану окружающей среды, и устанавливают порядок пользования маломерными (малыми) судами на реках, водохранилищах, других водоемах общего пользования в пределах города Киева. 

 

Отметим, в частности, что в соответствии с п. 4.4. указанных Правил в пределах г. Киева движение маломерных (малых) судов разрешается на участке от устья реки Десна до острова Водников вдоль левобережной кромки судового хода за его пределами, без захода на местные пляжи и районы пассажирских причалов. Учитывая информацию о месте аварии, это требование Правил было явно нарушено судоводителем.

2. Квалификация судоводителя

Приказом Мининфраструктуры от 07.05.2013 № 283, зарегистрированным в Мин’юсте Украины 29.05.2013 за № 831/23363 утверждено Положение о порядке выдачи удостоверения судоводителя малого/маломерного судна. Положение определяет водный мотоцикл (гидроцикл) как отдельный тип маломерного судна, для которого не допускается практическая подготовка и подтверждение квалификации судоводителей на полномасштабных навигационных тренажерах с визуализацией.  Это требование полностью обосновано, однако, учитывая специфику гидроцикла, как высокоскоростного судна (35 км/ч и более), при отработке навыков управления в штатных режимах водители гидроциклов очевидно стопроцентно игнорируют установленные нормативные ограничения по скорости движения маломерных судов в пределах г. Киева (15 км/ч). При этом, в целях соблюдения вышеупомянутых правил, акватории для подготовки водителей гидроциклов (высокоскоростных судов) логично располагать за пределами г. Киева, и желательно под пристальным вниманием органов государственного надзора за безопасностью судоходства. Возможно, городским властям стоит подумать об оборудовании специальных акваторий для подготовки водителей гидроциклов, по аналогии с опытом работы курсов защитного вождения автомобилей.

3. Деятельность надзорных органов

            В сообщениях масс-медиа не упоминаются сведения о реагировании на катастрофу и принятии каких-либо мер по предотвращению подобных событий Государственной службой Украины по безопасности на транспорте. Официальный сайт Укртрансбезопасности (равно как и сайт Министерства инфраструктуры Украины) о произошедшей трагедии также умалчивает! Неизвестно, зарегистрирован ли в установленном порядке гидроцикл, приписан ли он к базе для стоянки маломерных судов, как того требуют «Правила безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов», утвержденные приказом Минтранса Украины от 16.07.2004 № 642, зарегистрированным в Мин’юсте Украины 23.07.2004 за № 915/9514? Имел ли водитель гидроцикла свидетельство судоводителя маломерного/малого судна, какую подготовку он прошел для получения этого свидетельства и как подтвердил свою квалификацию? Учитывая, что законодательство обязывает Укртрансбезопасность вести соответствующие электронные базы данных, получение перечисленной информации не должно составить труда для инспекторского состава.

4. Деятельность уполномоченных органов по расследованию катастрофы

          В соответствии с п. 2.8. «Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий на внутренних водных путях Украины», утвержденного приказом Минтранса Украины от 05.11.2003 № 857, зарегистрированным в Мин’юсте Украины 20.01.2004 за № 84/8683 произошедшая трагедия классифицируется как очень серьезная авария (катастрофа) с малым судном. В соответствии с п. 4.7. указанного Положения расследование катастрофы возлагается на Государственную службу Украины по безопасности на транспорте и ее территориальные подразделения (как на правопреемника Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте в соответствии с распоряжением КМУ от 16.12.2015. № 1378-р).  Однако до настоящего времени на сайте Укртрансбезопасности отсутствуют какие-либо сведения об организации комиссии по расследованию катастрофы, предварительных выводах о причинах аварии и принятых мерах по предотвращению подобных событий.

5. Некоторые системные вопросы

На протяжении 2012-2016 гг. органы государственного надзора за безопасностью судоходства в Украине подверглись многочисленным реформированиям, которые не обеспечили преемственность опыта и потенциала работников водного транспорта. Критично сократилась доля инспекторского состава в общей численности органов надзора, забыты такие профилактические меры как патрулирование водных объектов и внеплановые проверки судов. Вызывает сомнение уровень профессиональной подготовки инспекторов, должная организация плановых надзорных мероприятий на водном транспорте, а также выполнение требований законодательства по подбору кадров и последипломному специальному обучению должностных лиц Укртрансбезопасности, занятых государственным надзором за безопасностью судоходства.Не обеспечен должный уровень системности реформ, свидетельством тому отсутствие комплексной отработки нормативных документов. В частности, не учитывают проведенных реформ и актуального состояния отрасли неизменные на протяжении более 6 лет Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве, не актуализированы широко используемые до настоящего времени «Местные правила плавания по внутренним водным путям Украины», введенные в действие приказом начальника Главного управления речного флота при Совете министров Украинской ССР 28.01.1987 № 27, «Перечень внутренних водных путей, относящихся к категории судоходных», утвержденный постановлением КМУ от 12.06.1996 № 640 и многие другие документы. Изложенное указывает на серьезные проблемы с безопасностью судоходства в Украине.

Произошедшая катастрофа – это не просто трагическая случайность, а результат системных упущений государственных органов в политике обеспечения безопасности на водном транспорте.